Lanzavecchia Way

Франческа Ланцавеккья и Хунн Вэи

Креативность итальянского дизайнера Франчески Ланцавеккья и ее сингапурского партнера Хунна Вэи, сотрудничающих с 2010 года, поистине безгранична. Их работа — это всего понемногу. Они путешествуют по всему миру, создавая проекты для самых искушенных брендов и при этом никогда не теряя из виду концепцию дизайна для всех; экспериментируя с материалами, они ломают все преграды на пути к широте мышления и функциональности.

Вы были одними из первых дизайнеров, кто проявил интерес к «дизайну для всех», то есть тем предметам, которые предназначены для людей, постоянно или временно потерявших трудоспособность, или просто помогают двигаться и действовать тем, кому это трудно в силу возраста. Считаете ли вы, что эти предметы, также спроектированные с эстетической точки зрения таким образом, чтобы помочь им выйти за пределы «медицинской» сферы, способствовали осознанию людьми такого рода потребностей?

Учитывая полученные отзывы, странным было то, что мы взяли их на конкурс SaloneSatellite, проходящий в рамках выставки Salone del Mobile! «Дизайн для всех» - так звучала тема моего учебного курса в Академии дизайна в Эйндховене, которую мы позже развили для коллекции No Country for Old Men («Старикам тут не место»). Она основывается на двойственном характере дизайна и красоты и на концепции внимания к предметам, которые оказывают помощь в ежедневных действиях и известны как предметы мебели. Объекты такого рода преображают домашний интерьер, особенно в жилищах пожилых людей, посредством форм и материалов, которые не являются слишком домашними. Именно по этой причине мы заменили металл деревом и сделали свой выбор в пользу созвучия с предметами мебели. Элементы коллекции — это предметы мебели, обеспечивающие дополнительную помощь. Однако, несмотря на то что рынок готов к ним (как показывают постоянные запросы, которые мы получаем), коммерческие компании — нет. Медицинские компании считают их слишком дорогими, а мебельные — слишком коннотативными. Это черная дыра идентификации. Мы пытались запустить их в производство не менее пяти раз, но все наши попытки оканчивались неудачей. Мы пытаемся представить себе, как люди в действительности живут в своих домах и как мы можем найти к ним подход, имея дело с миром товарного дизайна.

Многие из ваших проектов основываются на изучении материалов или проведении экспериментов с техниками, даже если они выполнялись по заказу, а не в рамках личного исследования. Какие технологии (традиционные или инновационные) и какие материалы (натуральные или искусственные) из тех, что вам довелось применять, были вам наиболее интересны?

Мне приходит на ум стекло. Это удивительный материал, он заставляет вас идти дальше и дальше, и задача состоит в том, чтобы понять, насколько далеко вы можете зайти и чем кончится это путешествие. Разумеется, мы всегда пытаемся найти правильное соотношение между своими мечтами и требованиями клиента.

Какими, по вашему мнению, будут материалы будущего? Какие ценности они должны воплощать?

Еще одним нашим любимым материалом является текстиль. Мы верим в то, что в будущем его будут использовать все больше и больше. Сейчас мы живем в эру дематериализации благодаря технологическим инструментам, и потребность в тактильности, установлении контакта с вещами будет расти. Мы стараемся использовать текстиль по-новому. Я думаю, материалы будущего будут не просто материалами, появившимися благодаря трехмерной печати и развитию новых технологий, которые, несомненно, интересны и меняют наши взгляды и способы их применения. Мы более склонны оглядываться в прошлое, обращаясь к традиционным материалам, и учиться у ремесленников, которые использовали их в течение долгого времени. Для нас это отправная точка для шага вперед.

Каковы современные темы, связанные с удобством жизни? В общем смысле, а также те, в которых, по вашему мнению, будет наблюдаться наибольший прогресс?

Нам интересно выяснить, что означает старение у себя дома. В наших собственных домах. Это актуальная потребность, с которой общество столкнется в будущем. Все вокруг нас меняется, но архетипы в наших домах остаются прежними. То, каким образом мы взаимодействуем с нашей мебелью, а также то, как предметы могут помочь изменить наши привычки и поведение по отношению к вещам, которыми мы пользуемся, требует переосмысления. Каким образом мы действительно живем в своем доме.

Наш традиционный вопрос: каковы ваши воспоминания об участии в выставке SaloneSatellite? Несмотря на то что это были два совершенно разных проекта – коллекция Fragment Cabinet 2011 года и коллекция No Country for Old Men следующего года, – они оба основывались на сенсорном восприятии и способствовали интерактивности. Были ли они встречены с одинаковым энтузиазмом?

Мое ярчайшее воспоминание, без сомнения, относится к 2012 году. Как мы говорили, коллекция No Country for Old Men вызвала большой интерес. Это была революционная коллекция. Кроме того, действительно полезными оказались отзывы. SaloneSatellite — это экспериментальная платформа в том смысле, что вы подвергаете себя и свой продукт тестированию, встречаетесь и взаимодействуете со множеством различных людей: от журналистов до предпринимателей и студентов. Очень полезно.

Вопрос для Франчески, которая представляет женскую половину дуэта. Вас часто приглашают к участию в инициативах и исследованиях, посвященных «женщинам в мире дизайна». Вы также выигрывали награды под этой эгидой. Считаете ли вы такое разграничение полезным для женщин?

Я до сих пор не знаю ответа на этот вопрос. Но, как и все возможности в жизни, которые могут принести и пользу, и вред, это возможность, нуждающаяся в изменениях. Однако она должна быть нацелена на проявление чувствительности, то есть это не должен быть вопрос половой принадлежности или, что еще хуже, тенденция, обреченная на угасание. Я рекомендую всем молодым женщинам-дизайнерам как можно лучше использовать возможность наточить свои коготки и проявить свой характер, творческие навыки и дизайнерский потенциал.