ПЬЕРО ЛИССОНИ

ПЬЕРО ЛИССОНИ

Архитектор, дизайнер и график Пьеро Лиссони – одна из самых известных итальянских творческих личностей на мировой сцене. Что поражает вас с первого взгляда, так это его несколько щеголеватая внешность интеллектуала, свобода мысли и искрящаяся речь с едкими и точными замечаниями. Его работы завораживают своей легкостью, строгим стилем и намеком на несовершенство, что является результатом пренебрежения им соблюдением обязательных отношений между формой и функцией (дизайнер называет это требование «невыносимо немецким»). Фактически являясь эстетом, он, тем не менее, не отрицает ошибок и рассматривает их как фундаментальное отражение человеческой способности учиться и совершенствоваться. «Ключ к дизайну – найти ошибку и превратить ее в безусловное преимущество. Мы никогда не продвинемся вперед, если не будем поднимать планку и выходить за границы», – говорит художник в своем интервью. Его клиентами являются ведущие представители итальянской сферы дизайна: Alessi, Boffi, Cappellini, Cassina, Fantini, Flos, Glas Italia, Kartell, Lema, Living Divani, Poltrona Frau, Porro, Tecno и многие другие. И это в очередной раз подтверждает один из его принципов: работать только с теми клиентами, которые производят, строят и думают по-итальянски. Он создает современные и минималистские проекты, чистые объемы и сдержанные формы, которые маскируют технологическую сложность, подразумевающую тщательное исследование материалов и методов производства. Они всегда рождаются в результате тесного и напряженного ежедневного диалога с собеседниками.

© Veronica Gaido

Каковы ваши отношения с дизайном? Каким образом изменились ваши проекты с течением времени?

Дизайн – это интеллектуальная практика, дисциплина, процесс. Вы изучаете, пробуете, вносите изменения. Зачем вы изучаете вопрос еще глубже, снова пробуете и снова вносите изменения – и проект начинает развиваться. Любой дизайн рождается из диалога, ежедневных обсуждений и тесного взаимодействия с клиентом. Я могу сказать, что я прошел определенный путь развития за эти годы, стал немного более уверен в себе и начал замечать своего рода преемственность в разработанных мной предметах. Но, если быть честным, мне не нравится ни одно из придуманных мной решений.

Ваша «философия ошибок» довольно поэтична. Что же превращает потенциальную ошибку в успешный дизайн-проект?

Самое замечательное в ошибках – это то, что вы их не контролируете, иначе они не были бы ошибками. Каждый проект предоставляет вам эту удивительную возможность совершать ошибки, иногда невольно и абсолютно легко. Это происходит потому, что некоторые вещи недооцениваются или принимаются во внимание слишком поздно: пропорции, глубина, высота – существует множество факторов... Иногда материал ведет себя по-разному. Но мистика заключается вот в чем: именно потому, что ошибку нельзя проконтролировать (иначе она не будет ошибкой), этот ингредиент становится ключевым слагаемым алхимической формулы – потому что весь процесс не является таким же предсказуемым, как химическая реакция, – и вдруг то, что на первый взгляд казалось ошибкой, оказывается основным преимуществом проекта.

Что общего между архитектором, дизайнером и декоратором интерьеров?

Думаю, эти понятия нельзя разграничить. С культурной точки зрения, это часть гуманистического подхода, исповедуемого Миланским техническим университетом, который подразумевает универсальность и умение делать все эти вещи одновременно. Вы проектируете здание, затем – пространство внутри здания и, наконец, – предметы для пространства внутри здания. Все взаимосвязано.

Как арт-директор Alpi, Boffi, De Padova, Living Divani, Lema, Lualdi, Porro и Sanlorenzo, вы рассказываете много разных историй или разные эпизоды одной и той же истории? В таком случае, что это за история?

Очевидно, каждая компания рассказывает свою собственную историю. Как я уже сказал, любой проект рождается из обычного диалога. Это командная работа. Но все компании работают по-разному, и каждая компания учит вас чему-то новому. Роль арт-директора всегда предполагает использование гуманистического подхода, позволяющего связывать воедино различные аспекты: вы проектируете предметы, дисплеи, графику, коммуникацию. Но ваши неизменные спутники - страх допустить ошибку и серьезные обязательства, ведь вы как арт-директор несете ответственность за работу множества разных людей.

Вы работаете в Милане, Нью-Йорке и Китае. Как эти «настройки» влияют на ваши проекты и с какой самой крупной географической проблемой вы столкнулись?

Для меня работать по всему миру по-прежнему означает всегда оставаться самим собой. Разница заключается в том, что каждый раз я вынужден адаптироваться... На самом деле это немного похоже на поиск золотых самородков. Я копаю или просеиваю землю. Иногда я что-то создаю, иногда – нет. Но самое интересное для меня, где бы я ни был - в Италии, Китае или США – процесс адаптации к своему окружению. Поэтому я всегда стремлюсь найти способ сохранить местный дух, то, что когда-то называлось гением места, но на интеллектуальном и культурном уровнях. Если я нахожусь в Китае, я не претендую на то, чтобы быть китайцем. Но я подбираю различные элементы и фиксирую их. Они могут быть эстетическими или производительными, промышленными или материальными. То же самое происходит, когда я работаю в Италии, Париже или Нью-Йорке.

Вы признанный мастер. Несколько ведущих современных дизайнеров начали свой путь в вашей студии. Каков ваш подход к обучению молодых дизайнеров, какие советы вы им даете?

Я считаю очень важным, чтобы молодые люди поняли, что создание дизайна – это работа, профессия и задача, требующие строгой дисциплины и постоянной любознательности. И, разумеется, большой ответственности.

Я также думаю, что важно уважать и хорошо знать свою собственную традицию. В противном случае у вас не будет ключа к будущему. Без глубокого знания собственных истории и культуры невозможно представить, каким может быть будущее. В этот момент вы сможете получить доступ к новым технологиям и материалам... Но не подкрепленные культурой и идеями, они будут бесполезны.