На выставке Salone del Mobile.Milano, как и всегда, был представлен целый ряд новых идей в сфере мебельного дизайна. Из всего разнообразия проектов, продемонстрированных в этом году, мы постарались выделить наиболее интересные направления, в которых работали дизайнеры и компании: переосмысление традиций прошлого, неопримитивизм, площадки под открытым небом (последний символ статуса), общие зоны, дизайн отдельных предметов и пространств в целом. Тенденциям в области освещения была посвящена отдельная выставка Euroluce.
Ниже мы подробнее расскажем обо всех основных моментах.
В поисках универсальной мебели
Прежде всего стоит отметить стремление дизайнеров найти универсальную мебель, подстегиваемое растущим рыночным спросом. Этот термин не обязательно означает нейтральные предметы интерьера. Скорее, под ним подразумевается мебель, которая будет отвечать требованиям различных клиентов по всему миру. Это привело к появлению поэтической простоты (не путать с минимализмом конца 90-х). Этот подход сочетает в себе утонченный аскетизм религиозных течений, возникших в Америке на заре нового тысячелетия, и несколько простодушный дизайн школ нашего детства. Наиболее используемым материалом, безусловно, является дерево, обработанное с большим мастерством. А самым популярным предметом мебели стали стулья.
Опираясь на традиции прошлого
Переосмысление оригинальных забытых шедевров прошлого, хранящихся в архивах, – этот тренд по-прежнему главенствует в области дизайна мебели, так как живо отзывается в умах потребителей: безопасное ощущение дежавю помогает уменьшить тревогу, связанную с новыми идеями. В этом году исполняется сто лет легендарной школе Bauhaus, основанной в Веймаре и впоследствии переехавшей в Дессау, и этот факт вполне мог послужить поводом для того, чтобы вспомнить важнейшие творения ее представителей. Легендарные работы, созданные скандинавскими дизайнерами Хансом Й. Вегнером, Борге Могенсеном, Йенсом Рисомом и Финном Юлем, по-прежнему являются объектом мирового художественного интереса. Производители также обратились к наследию знаковых итальянских дизайнеров прошлого. В частности, в этом году особый интерес был проявлен к работам Джанфранко Фраттини и, конечно же, практически полностью забытого Джо Понти. В целом, в этом году концепция переосмысления затронула не столько далекие времена: перепрыгнув через горячо любимые 50-е и 60-е, дизайнеры предлагают нам вспомнить хорошо забытое старое из гораздо более поздних эпох, вплоть до середины девяностых. Прошлое становится все ближе и ближе!
Выход за границы ожидания формального баланса
Как мы знаем из мира моды, массовое производство мгновенно «клонирует» любую новинку. Так какие шаги навстречу долгожданному новому нужно сделать, чтобы сохранить при этом свою самобытность? Из всех новых направлений особняком стоит мода на неопримитивизм. Это движение связывает между собой различные области дизайна. Для него характерно использование камня определенной фактуры (темный цвет, прожилки, неровная поверхность), необработанной массивной древесины, изготовленных вручную тканей (например, трикотажа), окрашенного пигментами и обработанного воском цемента. Переплетаясь с мифом о первобытной пещере, такие предметы роскоши фактически предназначены для людей, у которых все есть и которых трудно удивить.
Этот короткий, но рефлекторный шаг к «диссонирующей эстетике» был характерен для всех исторических периодов, подобных нашему, и поэтому отмечен ярко выраженным эстетизмом (достаточно вспомнить переход от Ренессанса к маньеризму). В адрес утонченного гения формальной провокации Алессандро Мендини, ушедшего из жизни 18 февраля этого года, прозвучало много правильных и уважительных слов.
Благодаря все большей актуальности вопроса переработки сырья мы постепенно привыкаем к альтернативной эстетике. Экологическая сознательность и некоторая увлеченность незавершенными и на первый взгляд привычными вещами привела к системной реабилитации повторно используемых материалов. Здесь стоит отметить, что мебельный дизайн отчасти был продиктован темой и апокалиптическим посланием XXII триеннале в Милане «Сломанная природа», порицающей невосполнимую утрату гармонии между человеком и природой.
Садовая мебель становится новым символом статуса
Последний тренд с точки зрения типологии – это, без сомнения, садовая мебель. Несколько ведущих производителей мягкой мебели расширили свой ассортимент, впервые включив в него целые коллекции садовой мебели.
Наверное, было бы справедливо сказать, что в единой системе обстановки в доме и на улице главную роль играет все же именно внешнее пространство. Эта тенденция также проявляется в вихре натуралистических отсылок, который начался с моды на обои с крупным растительным узором: пальмы и фиговые деревья на стенах создают иллюзию роскошной нетронутой природы. Довольно популярны крупные изображения зверей и мечтательные буколические сюжеты, начиная со стиля Туаль де Жуи и заканчивая пасторалями Гран-тура XVIII века.